Оркестр Поля Мориа
Эстрадно-симфонический оркестр под управлением Поля Мориа внес большой вклад в музыкальную сокровищницу ХХ века. Мир знает немало инструментальной музыки и хитов популярных французских исполнителей в сопровождении виртуозов этого прославленного коллектива. Французских исполнителей легкой музыки восторженно принимали в Европе и США, Японии и Советском Союзе. Поль Мориа считал, что ему действительно повезло больше, чем другим композиторам. Не каждому одаренному автору удается озвучить ноты своих мелодий. Здесь же все «срослось» – талант композитора, дирижёра, аранжировщика и организатора. В 70-90-х годах его музыка звучала на радио и по телевидению. Запоминающиеся мелодии его коллектива брали в качестве заставок для телепередач и саундтреков к лучшим кинофильмам, но их автор не всегда с этого что-то имел и не обижался за плагиат.
Жизненные вехи Поля Мориа
Французский композитор и дирижер Поль Мориа (1925-2006 г.) родился в Марселе, в семье почтового клерка. Музыкальная одаренность ребенка стала проявляться очень рано. Мальчик мог по слуху подобрать понравившуюся мелодию, отец был его первым учителем игры на фортепиано. Родители Поля решили сделать все возможное, чтобы сын получил хорошее музыкальное образование.
Одаренный пианист любил классику, увлекался легкой эстрадной музыкой, мог легко импровизировать в джазовой манере. Но его главной мечтой было создание коллектива единомышленников – оркестра Поля Мориа. В консерватории он был отличником, но отличался от других студентов тем, что виртуозно аккомпанировал, легко читал с листа, подбирая на слух, тут же импровизировал. По окончании Поль пробовал сочинять собственную музыку, а также делать современные обработки любимых классических произведений.
Родители Поля понимали, что в столице у него будет больше шансов стать известным музыкантом и композитором, поэтому предложили ему переехать в Париж. Поначалу ничего не получалось, юноша не знал, с чего начать. Но он был целеустремленный, трудолюбивый и талантливый, а таких людей всегда ждет успех. К сожалению, его родители так и не пережили «минуту славы» своей фамилии, не дожив до всемирного признания их сына.
Незаурядному выпускнику Марсельской консерватории легко давалось почти все, за что он брался. Перебравшись в Париж, Поль не мог определиться, с чего начать музыкальную карьеру. В 1957 году он подключился к работе в компании Barclay, стоявшей у истоков местной индустрии звукозаписи. В то время это были виниловые пластинки.
Талантливый юноша получил бесценный опыт аранжировщика и аккомпаниатора. Здесь же были записаны первые альбомы и популярные мелодии Поля Мориа. Спустя много лет он сплотил оркестровый коллектив и начал гастролировать.
Как соавтор и аккомпаниатор, Поль Мориа плодотворно работал с Далидой, Мирей Матьё и Морисом Шевалье – у них в это время был ошеломительный успех. Совместно с Франком Пурселем была написана популярная композиция «Chariot», получившая гран-при на Евровидении в начале 60-х. Позже она стала мировым хитом под названием «I will follow him» (англоязычный перевод). Сингл возглавил все хит-парады Европы и Соединенных Штатов в 1968-1969 годах.
Вскоре из каждого окна звучали его хиты. С эстрадно-симфоническим оркестром Поля Мориа гастролировали звезды французской эстрады. У коллектива началось время зарубежных поездок. Коллектив тепло встречали не только в Европе, но и Японии, Бразилии, США и многих других уголках планеты.
В некоторые страны коллектив ежегодно привозил новые концертные программы и записи альбомов, которые уходили нарасхват. С 1969 года оркестранты увидели реальную отдачу от напряженного графика работы. Они везде были желанными гостями, а почитатели таланта Поля Мориа охотно раскупали виниловые пластинки с записями оркестра разных лет.
Последние годы жизни композитор пожинал сладкие плоды своей творческой деятельности, но гастролировать уже не мог. В загородном имении друзья и коллеги посещали его все реже. Поль Мориа умер в возрасте 81 год после затяжной остуды. Это случилось на юге Франции 3 ноября 2006 г. Прах талантливого композитора и дирижера захоронен Перпиньяне, на Южном кладбище.
Интересные факты творческого пути талантливого музыканта
На постсоветском пространстве осталось немало почитателей талантливого композитора и дирижера. Поль Мориа ценил дружбу с официальными лицами нашей страны советского периода. Он великодушно согласился, чтобы лучшие хиты Поля Мориа стали заставками в популярных телепередачах. Это «Кинопанорама» и финальная заставка программы «Время». Но самой известной была инструментальная обработка песни Ариэля Рамиреса «Alouette» (жаворонок) – заставка «В мире животных».
На территории бывшего СССР у всех на слуху была эта запоминающаяся музыка. Но никто не задумывался о том, кто ее автор. Не все популярные мелодии в исполнении оркестра принадлежали его создателю. Некоторые песни Поля Мориа были написаны им в соавторстве с их исполнителями.
Вдохновленные теплым приемом советской публики, певица Мирей Матьё и руководитель оркестра сочиняли куплет песни «Quand fera-t-il jour, camarade» прямо на палубе Ленинградской «Авроры». Позже сочинение назвали «Гимн Октябрьской революции», доработали, чтобы сингл мог войти в репертуар Мирей Матьё. Сопровождение одного из выступлений популярной французской певицы доверили Академическому Ансамблю песни и пляски Советской армии им. Александрова. Стоит напомнить, что уровень этого коллектива высоко оценил французский маэстро.
Самыми запоминающимися стали гастроли в СССР и Японию, где на крупнейшей концертной площадке «Ниппон Будокан» в Токио дважды был полный аншлаг. В Советском Союзе оркестр Поля Мориа принимали с большим теплом и любовью. Поэтому было несколько гастрольных поездок по столичным концертным залам союзных республик.
Основной состав знаменитого оркестра объехал весь мир. После записи альбома «Romantic» (1997 г.) талантливый музыкант свернул активную гастрольную деятельность и ушел на пенсию, поселившись на юге Франции. Дирижировать его коллективом доверили Жилю Гамбюсу, посвятившему много лет работе с этими музыкантами. В последний тур по Японии оркестранты отправились в 2005 году (дирижировал валторнист Жан-Жак Жюстафре).
Гастроли по Японии и Советскому Союзу
Наиболее плодотворный период Поль Мориа связывал с гастролями по территории СССР и Японии. Ежегодно там проходило до 50 концертов живой музыки. Японцы были рады предложить ему возможность записаться на студии Pony Canyon. Дирижер и композитор охотно согласился. Это обеспечило высокое качество его хитов, облетевших весь мир. Последний тур был в 2009 году, после смерти их творческого вдохновителя. Оркестранты прибыли в Японию с мемориальной концертной программой «Посвящение Полю Мориа».
После его кончины коллеги долго скорбели по утрате, кто-то ушел из коллектива. Состав оркестра частично обновился, поэтому репетиционная работа не была насыщенной, как раньше. Однако министерства культуры разных стран продолжали с ними согласовывать гастрольные графики. Далее мемориальные гастроли прошли в России и СНГ. В Москве Поль Мориа был 3 раза. Первый визит в Москву – 1967 год, когда он приехал как аккомпаниатор и соавтор Мирей Матьё. Коллектив посещал Ленинград, Казань, Киев, Минск и Ригу.
Еще в 1965 году Поль сделал запись альбома «Вечная Россия», куда вошли обработки 12-ти популярных мелодий. Позже на основе этой музыки они записали компакт-диск – The Russian album. В 1978 и 1983 годах у оркестрантов был насыщенный гастрольный график по Советскому Союзу с авторской музыкой.
Чем запомнился миру коллектив Поля Мориа
Создание собственного оркестра было заветной мечтой Поля еще со времен учебы в консерватории. И только 1965 году, когда к нему пришла известность, удалось собрать талантливых музыкантов для создания небольшого оркестра.
Камерный состав постепенно перерос в эстрадно-симфонический Гранд-оркестр Поля Мориа. Это был дружный коллектив, который охотно участвовал в воплощении творческих планов своего создателя. Они играли современные обработки классических произведений, инструментальные версии известных песен и авторские композиции.
Признание к Полю пришло после написания музыки к кинокомедии с участием Луи де Фюнеса «Жандарм в Нью-Йорке». Саундтреки писались в соавторстве с Раймоном Лефевром. Далее было написано множество авторских шедевров для оркестра. Популяризация альбомов стала возможной только благодаря тесному сотрудничеству со студией звукозаписи Philips, длившемуся почти 30 лет.
Многие поговаривали о том, что оркестранты разбегутся после кончины их творческого вдохновителя, но коллектив продолжал гастролировать. Концертная деятельность велась под управлением преемника знаменитого дирижера. Валторнист и друг композитора Жан-Жак Жюстафре вел переговоры с вдовой о том, что делать дальше с этим огромным творческим багажом.
После многих рассуждений было решено закрепить имя создателя коллектива – теперь они официально стали называться «Оркестр Поля Мориа». Однако ничего нового музыканты не могли предложить. Они исполняли ремейки старых хитов, популярные джазовые композиции и классику в современной обработке. Постепенно их слава стала угасать. Хотя пластинки раскупали миллионами, но на зарубежные гастроли оркестрантов приглашали все реже и реже.
Лучшие песни
Творческая жизнь Поля Мориа и его оркестрового коллектива была очень насыщенной и интересной. Сам композитор был разносторонне одаренной личностью. Он умел замечать красоту в мелочах и слышать музыку во всем. Его жизнерадостный характер чувствовался в его творчестве. Но в работе он был жестким и бескомпромиссным, настоящим трудоголиком и перфекционистом – много раз отшлифовывал каждую ноту оркестровой партитуры.
Лучшие хиты Поля Мориа
«Токката» относится к той музыке, которую можно слушать бесконечно, и она не надоест. Сложно придумать более подходящий хит с приставкой «антистресс». На него с улыбкой реагируют даже младенцы в колясках, лучше растут растения и активнее плещутся дельфины в акватории.
«Одинокий Пастух» считается самой узнаваемой мелодией Поля Мориа. После жизни композитора ее записывали в разных версиях, включая соло на аутентичной флейте Пана. Но она оставалась той музыкой, которой слушатели часто аплодировали стоя.
«Мама» (музыка Сони Боно) подкупает своей искренностью и откровенной чувственностью. Куплетная форма с элементами рондо – каждый новый фрагмент звучит как драматическая кульминация с соло валторны. Затем фортепианные вставки возвращают к простому лейтмотиву. Первую запись инструментальной обработки осуществили еще в 1967 году.
«Любовь» или «Love is Blue» обрела популярность в Соединенных Штатах. Во Франции первое время ее мало кто узнавал, поэтому Поль не ожидал, что это произведение получит статус «хита».
«В мире животных» или «Жаворонок» в бывшем Советском Союзе знали все – это была заставка к популярной телепередаче. Одна из наиболее удачных оркестровых обработок рождественского хорала Ариэля Рамиреса. По сути, аранжировка Поля Мориа сделала никому не известного аргентинца и его «La Peregrinación» («Паломничество») мировым хитом. В чем секрет успеха музыки французского оркестра?
В музыке Поля Мориа каждый слушатель находит что-то свое. В ней чувствуется некая безмятежность и чистота. Инструментальные мелодии и песни в оркестровой обработке коллектива подкупают своей искренностью, они ложатся на сердце с первого прослушивания.
Среди ранних обработок лучшими считаются «San Francisco» и «Love Is Blue». Публике больше всего полюбились инструментальные версии известных синглов «Hey Jude» (1669), «Je T’aime Moi Non Plus» (1970) и «Taka Takata» (1972). Похоже, что эти саунд-треки будут открывать для себя грядущие поколения.
Пройдут года и десятилетия, многие современные хиты забудутся, а оркестровые коллективы по-прежнему будут исполнять незабываемые мелодии Поля Мориа. Секрет такой живучести прост – запоминающаяся авторская музыка французского композитора, а также оригинальные обработки популярных хитов и классики проникают до глубины души.