Главная /Статьи/Симфонический оркестр

Симфонический оркестр

Дорогой друг! Перед тобой самая подробная статья о симфонических оркестрах в интернете. Читай и получай удовольствие (чуть позже статья будет ещё дополняться...)

Группы инструментов

Любой симфонический оркестр разделен на 4 большие группы по видам инструментов:

Группа
струнно-смычковых инструментов

Группа
деревянных духовых инструментов

Группа
медных духовых инструментов

Группа
ударных инструментов

Инструменты симфонического оркестра

Группа струнно-смычковых инструментов:

Скрипка сифмонический оркестр

Скрипка В оркестре всегда часто выполняет функцию ведущего солирующего инструмента.
Душа и сердце любого симфонического оркестра.

Альт сифмонический оркестр

Альт Выбор неудавшихся скрипачей. Ведь где-то они все должны работать? Более "командный" инструмент, помогающий заполнить средний диапазон звучания.

Тарелки музыкальные

Виолончель Чаще аккомпанемент. Чуть большее распространение в соло получила в ХХ веке.

Треугольник музыкальный

Контрабас Очень большой, тяжело ходить по улице

Группа деревянных духовых инструментов:

Флейта сифмонический оркестр

Флейта Весьма разноплановый и технически развитый инструмент. Единственный инструмент в оркестре с лабиальным способом извлечения звука.

Гобой сифмонический оркестр

Гобой Считается трудным для освоения инструментом (не из-за денег). Необычный тембр, много сольных моментов. Дружит с английским рожком.

Кларнет сифмонический оркестр

Кларнет Считается, что все кларнетисты умеют играть на саксофоне. Но не все саксофонисты владеют кларнетом. Рабочая лошадка в оркестре.

Фагот симфонический оркестр

Фагот Имеет гнусавый, сдавленный звук. По звукоизвлечению ближе всего к гобою. Инструмент на любителя.

Группа медных духовых инструментов:

Труба сифмонический оркестр

Труба Королева медной группы. Легко прорезает звуком весь оркестр. Очень разноплановый и ответственный инструмент, постоянные соло. Одна ошибка - и ты ошибся.

Валторна сифмонический оркестр

Валторна Самый женственный медный инструмент. Трудность в исполнении из-за близкого расположения обертонов (звуков) в конструкции и большого количества соло.

Тромбон сифмонический оркестр

Тромбон Единственный медный инструмент со свободным интонированием. Ни клапанов, ни засечек, ни подсказочек - кулиса возится взад-вперёд на слух.

Туба симфонический оркестр

Туба Тубист в оркестре работает один, положиться не на кого. Как бы медный контрабас - и по размерам, и по диапазону.

Группа ударных инструментов:

Литавры сифмонический оркестр

Литавры Простым языком - барабаны с разной звуковысотностью.

Большой барабан сифмонический оркестр

Большой барабан
Большой. Барабан.

Виброфон сифмонический оркестр

Вибрафон Принцип клавиш как на фортепиано. Только бьют по ним палочками. Есть друзья - ксилофон и маримба.

Ударные симфонический оркестр

Мелочь Колокольчики, бубны, перкуссия, треугольники и всё остальное воинство. Десятки наименований.

Помимо четырех основных групп, в оркестрах встречаются и отдельные и инструменты - рояль, арфа. На различные программы приглашают саксофон, медный баритон, хор, певцов и другие оргАны.

Рейтинг сложности инструментов

Давайте попробуем составить тир - лист трудности исполнения на разных инструментах в оркестре. Важно понимать, что играть Хорошо трудно на любом инструменте, и каждый исполнитель с пеной у рта будет доказывать, что именно его инструмент самый сложный и недооценённый. Но всё же существует несколько объективных критериев, по которым можно ориентироваться:

Количество сольных эпизодов. В любом оркестр есть понятие солиста и группы. Почти все духовые инструменты считаются сольными, а струнные - групповыми. Одному играть намного тяжелее и ответственнее, зарплата начисляется соответственно.

Сложность звукоизвлечения. Как уже ранее отмечалось, есть множество способов звукоизвлечения и все они так или иначе связаны с вибрацией. Можно вибрировать струну, твердую материю, столб воздуха. Но, по праву, наиболее трудный способ звукоизвлечения - это вибрация губ на медных инструментах. Для тех, кто не понимает как происходит подобное звукоизвлечение: это как фыркает лошадь, но только на более высоких частотах. И фыркать музыкантам приходится по нескольку часов, пока идёт репетиция или концерт.

Сложность техническая и выразительная. Стрекотать на флейте или поливать на скрипке технически объективно труднее, чем стучать в большой барабан. То же касается и создания музыкального выразительного образа - предел "вкусноты" обусловлен количеством доступных средств. Даже если Паганини будет бить в пресловутый барабан, а пожилой сверхсрочник играть грустную песенку на трубе, то художественный образ по праву будет более выразительный у последнего.

рейтинг сложности музыкальных инструментов

Современный симфонический оркестр

Проблема современного симфонического оркестра кроется в том, что он практически не изменился за последние 200 лет. Вернее, оркестр изменился, но вместо новых художественных идей и образов, пришли большие деньги 💲, бизнес и полное непонимание сути творчества.

Где-то далеко, на другом континенте существует Нью-Йоркский симфонический оркестр. У дирижера этого оркестра существует собственный стиль и взгляд на любую музыку. Он сам знает что и как ему играть.
Уже немного поближе функционирует Берлинский симфонический оркестр. Дирижеру этого оркестра нравятся интерпретации его коллеги из Нью-Йорка, и в 50% своего творчества он копирует штрихи, стили и темпы своего американского товарища.
В нашей столице работает Московский национальный оркестр. Руководители этого коллектива постоянно отслеживают мировые тенденции и с удовольствием пытаются повторять до 90% всего, что происходит в Берлинской и американской филармонии. Они считают себя неплохими музыкантами.

А совсем рядом - в Казани, Краснодаре, Екатеринбурге и прочих городах, было принято решение о создании и финансировании собственных оркестров. Дирижеры этих оркестров очень старательные, но очень ответственные ребята, и на все 100% копируют архитектуру Московских и Питерских коллег.
В решении любого вопроса они внимательно слушают записи своих столичных и заморских кумиров, неукоснительно соблюдая их стандарты. Так же они любят подолгу смотреть на огромные плакаты со своим изображением и всячески причислять себя к московским, а еще лучше к иностранным Школам.
Закупаются лучшие инструменты по цене квартир, шьются великолепные фраки, оплачиваются гастроли.

Спустя некоторое время возникает вопрос: что вы сделали? Играли в испорченный телефон, создавали ухудшенную копию копии? Вы даже не имели смелости искать что-то новое, своё, нечто особенное. Вы лишь пытались как можно лучше скопировать чужой менталитет, украсть чужую собственность. Ведь слушателю хочется искренних Ваших эмоций, разрыва души на мелкие частицы и бесконечной радости. Оркестр итак уступает театру, кинематографу и, уже тем более, компьютеру в количестве задействованных органов чувств (здесь только слух). Но внутри вашей музыки звучит пустота и на концертах очень хочется спать.

Ещё более грустной проблемой современных симфонических оркестров стала пропитка капиталистическими идеями. Годовые контракты с музыкантами, постоянные конкурсы на живые места, штрафы, рабское отношение. В среднем оркестре текучка кадров достигает 20-30% каждые несколько лет. "Незаменимых людей не бывает" - полный абсурд, который распространяется, к сожалению, только на простых работяг. Это не может не бить по эмоциональному состоянию музыкантов и по общему качеству продукта.

Во главе любого творчества должна стоять жизнь, изменения, ошибки, авантюризм. Жизнь не приемлет никаких рамок, форма всегда должна подчиняться замыслу. К сожалению, современный человек почти полностью забыл, что такое подлинное искусство и настоящая музыка.

Современные симфонические композиторы

Профессия композитора современного симфонического оркестра - это большая редкость. Здесь хочется отметить талантливого современного композитора Алексея Шора.

Алексей Шор Алексей Шор Алексей Шор

Автор статьи имел удовольствие общаться лично с этим музыкантом и исполнять его произведения. Одним из контрастных и запоминающихся произведений явлется сюита "С моей книжной полки" для симфонического оркестра и фортепиано.

Дорогие друзья, если вам понравилась эта статья, то вы можете прочитать мою статью про службу в военном оркестре. Так же вы очень поможете, если оставите ссылку на наш сайт на форуме или в соц. сетях. Спасибо за прочтение!